— И помните, дети! Те, кто будет учиться на «4» и «5», попадут в рай.
А те, кто будет учиться на «2» и «3», — в ад!
— Мариванна, а что, закончить школу живым нельзя?

Приближается 1 сентября, начало очередного учебного года. Многие уже с месяц собирают своих чад в школу, подбирают форму, рюкзаки, канцтовары. Год назад и у меня подготовка была в полном разгаре, а сейчас даже сложно представить, каково это? И, честно говоря, даже не хочется. Как оказалось, можно жить совсем иначе.

В сентябре прошлого года для нас с сыном прозвенел звонок не в новый класс, а в новую жизнь. Стало понятно, что все меняется окончательно и бесповоротно и нужно как-то перестраивать привычные процессы. Важным условием новой жизни была мобильность. Мы должны были быть легки на подъем, готовы сорваться в любой момент с места и уехать в неизвестном направлении. Конечно, при таком раскладе учеба в школе становилась невозможной. Поначалу я еще раздумывала над идеей учиться заочно в этой же школе, но это требовало присутствия в определенные отчетные недели. А бросать все на другом конце земли, чтобы ехать в школу, мягко говоря, неадекватно. Поэтому я перевела сына в онлайн-школу, где нет необходимости личного присутствия.

Собственно, третий класс он и проучился полностью в онлайн-школе. Сейчас все идет уже по накатанной, но в процессе принятия решения было очень непросто.

Важность учебы в школе, участия в школьной жизни — впитана нами с молоком матери. Сама фраза «мой ребенок не ходит в школу» — вызывает приступ панической атаки. Если вы вместе не приобщены к школе, вы будто оказываетесь на обочине, становитесь примером антисоциальной жизни, буквально — угрозой обществу. И это не шутка! Коллективное поле очень сильно стремится держать своих овец в стаде, следит, чтобы паршивые овцы стадо не портили, все должны держаться системы, не разбредаться.

Дальше мысли о новой школе: а вдруг это все ерунда, ничего не выйдет, какого качества будет получено образование? Это тоже еще один коллективный заглюк. Успех и счастливая жизнь обеспечиваются отнюдь не образованием! И это как бы очевидно, но овцам так думать не разрешено. В социуме очень пропагандируется идея хорошего образования. Что и говорить: на этот крючок в свое время и я попалась, когда тащила ребенка в эту самую школу. Школу не простую — а для одаренных детей, где конкурс был 3 человека на место, а собеседование — страшнее, чем допрос. Мы, конечно, молодцы! Я организовала — он поступил. Оба были довольны собой. И на этом — все. Дальнейшие надежды не оправдались. А сил вложено было немало, а в учетом жизненных обстоятельств того времени — можно сразу умножать на 100.

Следующая волна — мнение близких. Конечно, к тому моменту я была уже очень устойчива, и попытки расшатать меня не увенчались успехом. Собственно, доводы у всех были стандартные: как ребенок будет жить без общения и как он будет сам учиться? При этом на деле никого не интересовало, а дружит ли мальчик с кем-то в классе, действительно ли в школьном пространстве у него как-то идет процесс самореализации, интересно ли ему школе, весело ли? Ах, да! В школе же не должно быть весело! Никто не выяснял, как он учится? Насколько  зависим от моей включенности в процесс? А все потому, что в основе вопросов было не реальное переживание за мальчика, а беспокойство, что мы вырываемся из-под чьего-то вышестоящего контроля и заживем, как хотим, и никто нам по голове не настучит, если что. И уж если школа не сможет контролировать, то как всем остальным теперь проворачивать этот процесс?

Все эти этапы я много и упорно разводила. Разводила свои сомнения, сопротивление, лояльность к тому, как мы жили до этого, как уже устаканилась наша жизнь с учетом школы. Адекватизировала процессы, людей, себя, сына. Важно было увидеть и сделать все чисто. Это было несколько недель плотной работы над собой, в результате чего я забрала документы и отвезла их в онлайн-школу. После этого мы собрали чемоданы и уехали. Самое удивительное, что за эти же недели я сделала еще несколько важных шагов. Как оказалось, я не просто распрощалась со школой, я буквально вышагнула в новую жизнь. И там, в ней, сидя еще на чемоданах, с ужасом поняла: я только что лишилась смысла своей жизни — моей бесконечной борьбы с системой, с определенным кругом проблем. Все это полностью определяло мое существование. Я была обречена крутиться в них и больше не увидеть никогда и ничего вокруг себя. И вдруг я оказалась на воле. Шок!

Постепенно мы начали входить в учебный ритм. Не могу сказать, что мы сильно в этом преуспели. Все-таки, в онлайн-обучении со стороны родителя требуется больше вовлеченности хотя бы на этапе проверки: сделано-не сделано. Плюс, пока ученик не набил руку фотографировать свои работы и отправлять их самостоятельно, нужно еще и обеспечивать отправку заданий на проверку. Самая большая сложность, с которой мне пришлось столкнуться — это напрочь порушенная очной школой мотивация учиться. Весь учебный процесс в прошлом году непрерывно сопровождался печальными воспоминаниями, как в школе было плохо, как орала учительница и оскорбляла учеников. До конца эта тема еще не проработана, мотивация восстановлена лишь незначительно, но сейчас под это будет выделено отдельное время и мне прямо не терпится найти и устранить провал в этой точке.

Как бы то ни было, 3й класс Никита закончил на «отлично». Как он учился — одному богу известно, у меня не было возможности вникать глубже, чем сверка заданий по списку, не забыл ли чего? Ведь в онлайн-школе нельзя что-то исправить, спохватившись. Минуc задание — минус балл. Как сдано — такая и оценка. Исправить можно только новыми более высокими оценками. И тут нет никакой личной лояльности учителей. Они просто проверяют работы и оценивают их, исходя из довольно жестких параметров. Большинство заданий — письменные. Часть заданий по литературе отправляется в видео-формате: стихотворения, пересказы. По ИЗО, технологии, музыке и физкультуре готовятся проекты. И это очень непросто, тут уж мне пришлось включиться очень серьезно и контролем, и фотографированием, и обучением как-что делать. 30 поделок по одной только технологии — это вам не шутка!

Тем не менее переход на такую форму обучения очень сильно развязал нам руки. Бонусов от этого решения очень много, а минусы — сомнительны.

И вот первое сентября уже на носу. Ни формы, ни рюкзака, ни учебников. Мы едва вспомнили, что есть школа. Лечить по этой теме еще много, все-таки первые два очных учебных года оставили в психике ребенка неизгладимый след, да и в моей, пожалуй, тоже. Но не сомневаюсь, что тут нас ждет немало открытий, нового понимания процессов и необходимой степени включенности в них. Очень интересно, как в результате поменяется наше с Никитой отношение к его учебе. Пока только ясно, что на базе этого будет выстраиваться новая логика движения человека к успеху и реализации в социуме. Как вообще растить детей, чтобы они состоялись в жизни? Возможно ли это вне системного школьного контекста, вне понятия, что «знания — это сила»? И какие на самом деле знания позволят достигать своих целей и раскрывать свой потенциал, причем, не в каком-то отдаленном будущем, а прямо сейчас?

Присоединяйтесь к нашему исследованию! Кто умеет делать расстановки и у кого есть дети-школьники — делитесь своим опытом в этом направлении. Кто не умеет, но с интересом ищет ответ на вопрос, как вырастить своего ребенка счастливым и успешным, спрашивайте, озвучивайте свои сомнения и страхи. Они все прописаны в коллективном поле. В этой теме вообще очень мало индивидуального, поэтому вы совершенно точно озвучите боли многих родителей и детей. Будем искать решение вместе. Это будет интересно, познавательно, позволит научиться лучше слушать своих детей, понимать, что им действительно нужно в этом мире.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *